Фестиваль имени В.Грушина 2001

Официальные итоги.

По информации от Валерия Чудиновских (ведущий Уральской бард афиши).

Лауреаты XXVIII Всероссийского Грушинского фестиваля авторской песни:

  • Трофимов Виктор (Москва) "Пограничная юность моя"
  • Дуэт Минаев Александр, Трофиомов Виктор (Москва) "Банечка"
  • Федулова Ксения (Елизово) "Домовой"
  • Студия "Интервал" (Курган) "Паруса Крузенштерна"
  • Группа "Редкая птица" Муромцева Лилия, Галкин Василий (Москва) "Три аккорда"
  • Ансамбль "Душа" (Ижевск) "Не провожайте"
  • Трио "Три толстяка" (Кувандык) "Песня о толстяках"

Дипломанты XXVIII Всероссийского Грушинского Фестиваля авторской песни:

  • Дуэт Алексей Беспалов и Никита Дорофеев (Дзержинск) "Механический будильник"
  • Василий Мамаев (Октябрьский) "Башкирка"
  • Владимир Трубин (Томск) "Бродяги-поэты"
  • Дуэт "Метро" на площадке г.Волжска "Пеньки"
  • Дуэт "Метро" Светлана Абрамова и Владимир Дерксен (Пермь) "Сын мой"
  • Владимир Патрин (Ижевск)
  • Евгения Рассказова (Москва) "Самолетик"
  • Илья Оленев (Киров)
  • Квартет "Март" (Курск) "Воробьи-диспетчеры"
  • Трио "Тоцкие" (с.Тоцкое Оренбургской области) "Ночное"
  • Юрий Некуш (Пермь) "Тишина"
Большая просьба не путать Виктора Трофимова с Сергеем Трофимовым.

Выписка из истории болезни.

Открыть в отдельном окне

С 6 по 8 июля под Самарой (п. Прибрежный) состоялся традиционный все СНГ-овый фестиваль имени Валерия Грушина (Официальный сайт - http://grushin.samara.ru/). Открыть в отдельном окне Пермская делегация вела себя тихо. Но кое-кто исполнился желанием "..убить Грушинский фестиваль". Представляем Вам сображения Сергея Назарова и Алексея Мельникова на эту тему.

Я хочу убить Грушинский фестиваль

И, поверьте, в этом желании я не одинок. Конечно же, не стоит понимать выражение "убить" буквально, не во сне, не наяву я не грежу прыгающим в руках пулеметом, смачно поливающим Гору раскаленным свинцом. И совсем не то, что обычно называют Грушинским в разнообразных СМИ заслуживает смерти, и все же… Я хочу убить Грушинский фестиваль, потому что я хочу, чтобы этот фестиваль жил.

Наблюдательные люди заметили приближение кризиса фестивального движения около пяти лет тому, три года назад кризисные процессы стали очевидны для большинства, в этом году, по-моему, нужно быть страусом, чтобы продолжать делать вид будто у нас все хорошо. Главный бардовский фестиваль мира попросту лихорадит.

А.Мельников и С.Назаров на "Пеньках"

Тихо и незаметно с фестивальной поляны исчезли "звезды", гостями фестивального концерта стали люди, неизвестно какое отношение имеющие к авторской песне, лауреатами названы авторы раскрученных эстрадных хитов и т.д. А как нынче звучат традиционные хоровые песнопения на гитаре и на Гостевой эстраде! Поверьте, нет ничего более стыдного и ужасного, чем команда бардов, поющих хором без куража, по обязанности. Уж лучше бы они кричали со сцены "а где же ваши ручки", впрочем, иногда уже и кричат.

Открыть в отдельном окне

Люди на поляне разводят в недоумении руками - "это не наш фестиваль", и пытаются найти причины этой "не нашести", например, в повышенном интересе к Грушинскому со стороны Кириенко или "Молодежного Единства". Дескать, организаторы вынуждены искать компромиссы с властями, как-то подстраиваться, и в этом причина всех фестивальных бед. Сдается мне, что это неправда, и что фамилии организаторов кризиса Грушинского звучат иначе, а партийной принадлежности у них и вовсе никакой нет. Ну, хоть убейте, не верю я, что президентский полпред оказывает какое-то влияние на творческую составляющую фестиваля, равно как и "молодые медведи", которым, похоже, и вовсе ничего не нужно на Грушинке, кроме обилия собственных маек кепок и знамен. Мне даже кажется, что интерес властей и "денежных мешков" скорее полезен, чем губителен для фестиваля, учитывая количество народа. В этом году, кстати, по неофициальным данным (официальные сильно занижаются, так как от них напрямую зависит сумма аренды поляны) на Грушинке было более 400 тыс. человек. Ну а губят фестиваль те, кто положил жизнь на то, чтобы Грушинский существовал в его нынешнем виде, то есть его непосредственные организаторы во главе с Борисом Кейльманом. И это пострашнее, чем мифическое тлетворное влияние Кириенко или "Молодежного Единства".

Открыть в отдельном окне

На самом деле кризис прошелся по всему песенному фестивальному движению в стране, и лихорадило, а где и продолжает лихорадить не только Грушинский. Однако уже есть масса примеров успешного преодоления кризисных процессов в регионах. И рецепты известны - смена концепций фестивалей, а зачастую и смена команд организаторов. На сегодняшний день самыми интересными персоналиями в авторской песне являются очень молодые ребята. Идет просто какое-то цунами юных талантов. В 13-17 лет совершенно сложившиеся творческие личности - далеко не редкость, кроме того, именно они-то и несут и новую, крайне интересную эстетику песенной культуры, новые концепции и новые организационные технологии. Дело не только в возрасте, и среди немолодых нередко попадаются люди склонные и способные к инновационному стилю мышления, и среди молодежи встречаются законченные традиционалисты. Тем не менее, кризис Грушинского фестиваля можно считать кризисом возраста.

Открыть в отдельном окне

28 лет с шестилетним перерывом, который на самом деле перерывом был в основном для тогдашней политической системы, живет и принципиально не меняется Грушинский фестиваль. Он стал международным, при этом, ухитрившись по статусу остаться областным, он завел себе около 20 концертных площадок, притом, что организаторы контролируют только четыре, он обзавелся собственной инфраструктурой, которая вообще живет не связанной непосредственно с фестивалем жизнью. Можно сказать, что он давным-давно перестал быть единым фестивалем как организационно, так и концептуально. Но организаторам по-прежнему хочется думать, что они главные на своей родной поляне, и они готовы и дальше закрывать глаза на то, что же на самом деле такое - Грушинский фестиваль.

Открыть в отдельном окне

А между тем, стоило бы хорошенько присмотреться к ситуации и решить, что со всем этим следует делать, чтобы Грушинский не умирал как фестиваль авторской песни. Что там умирал, по сути, он уже умер три года назад и теперь влачит некое подобие жизни в своем благополучном посмертии. Потому-то и хочется его убить до конца. Чтобы не мучился. Никакие реанимации нынешнему Грушинскому уже не помогут. Я сейчас не стану перечислять основания, на которых строится это убеждение, скажу только, что возродить его, именно возродить, а не реанимировать можно, если точно понять, что же происходит на самом деле, и перестроить концепцию в соответствии с действительностью. Это будет совсем другой фестиваль, но имя Валерия Грушина на его знаменах все равно останется.

Открыть в отдельном окне

Я убежден, что за основу новой концепции фестиваля необходимо принять существующее положение вещей, а именно - Грушинский постепенно превратился в фестиваль фестивалей, и если организаторам так уж необходим конкурс, это должен быть конкурс фестивалей или фестивальных площадок. Совершенно иначе должно быть устроено жюри, совершенно иные позиции должны учитываться в его работе, совершенно иначе необходимо обустроить лагерь. Наверное, и традиционная "гитара" должна видоизмениться. Скорее всего, стоит подумать и об общероссийской структуре Грушинского и о его общероссийском оргкомитете. Все должно быть и сложнее и интереснее. Все должно быть иначе.

Открыть в отдельном окне

Но самое больное - люди, благодаря которым Грушинский стал самым великим бардовским фестивалем мира должны либо принять новое, либо, что, к сожалению, более реально, уйти вовсе. Борис Кейльман, цепляясь за остывающий труп Грушинского, только оттягивает настоящее решение его проблем, и по сути, является главной проблемой фестиваля. Ему стоило бы самому затеять реформу, пока не грянула революция, ведь ясно же, что революция в фестивальной организации просто убьет его. Между тем ясно, что сроку нынешнему Грушинскому осталось немного, от силы - год, два. Он либо упадет сам, либо мы действительно убьем его. Мы - это регионы и региональные фестивали, куда более живые, более бардовские, более молодые и более сильные своей молодостью.

                                          Сергей Назаров.
                                          проект "Поговорим за жизнь"

		

"Прошу прощения у лиц заинтересованных и лиц, введенных в заблуждение, за ошибку допущенную в статье "Рок-фестиваль им. Валерия Грушина". Ошибка касается получения звания лауреата Трофимом (известный исполнитель русского шансона). На самом деле лауреатское звание завоевал совсем другой человек - Виктор Трофимов, не имеющий отношение к Сергею Трофимову (Трофиму). В настоящий момент ошибка исправлена.

                                       автор статьи Алексей Мельников"

Рок-фестиваль имени Валерия Грушина.

Ретирады боязливого по утрам тумана позволяют немного позже восхода солнца окинуть взором поляну, ежеминутно наполняющуюся людьми. Задолго до начала фестиваля приезжают сюда разного рода любители авторской песни. Может быть, занять хорошее место. Может быть, оттянуться, водочки хряпнуть, пока основной "пипл" не "подвалил".

С.Назаров, А.Мельников, Майкл (?), И.Герасимчук, В.Кокшаров на "Пеньках"

По их меркам, я катастрофически опоздал. Однако еще не время нагрянуть всем желающим - до субботы два дня. Я еще успею в спокойной обстановке повидать интересных мне людей, посетить интересующие меня площадки и даже сам спою. Поскольку в запасе четыре дня. И питие спиртных напитков - отнюдь не основная часть программы.

Открыть в отдельном окне

Для меня все началось с Кольского бугорка. Там выступали очень интересные авторы и исполнители, причем многие из них близки мне именно как представители определенной эстетической позиции. Хотя, естественно, не все подряд. Что же смущает? Несколько странное впечатление от церемонии открытия - массовик-затейник в колпаке Петрушки, видимо, для демонстрации традиционности народного искусства, какофоническое исполнение интермедии, символизм которой остался для меня непонятен. Однако, вполне возможно, ребята так "прикалываются" для возбуждения к активности или для обозначения исключительной неформальности. Далее последовала вступительная речь массовика-затейника, он же - "крестный отец" Кольского бугорка. Гордость за 14-е открытие, злобно-ироническое замечание о появлении Кольского бугорка на карте Грушинского фестиваля после 14-ти лет существования, настойчивое упоминание принципиального нежелания устанавливать аппаратуру. Активное подчеркивание всяческой независимости. Не альтернатива, не оппозиция, а именно независимость. Словно бы у Грушинского фестиваля и Кольского бугорка общность только территориальная.

Открыть в отдельном окне

Наша пермская команда выступала на разных площадках, показывая, в целом, одну и ту же программу - единым блоком. Одна из таких площадок - "На пеньках" г. Волжска (для справки - по непроверенным данным количество официальных и неофициальных площадок в сумме составило 18). "Пеньки" исключительно привлекательны своей честностью. Их кредо: мы хотим показать все возможное творческое разнообразие Грушинского фестиваля. Надо заметить - им это удается. Там нет особых каких-то "вытребенек" с открытием и всяческих речей - насыщенная концертная программа и никакого позиционирования. Серьезная работа. Видимо, для команды г. Волжска еще не настало время определять свое место на Грушинском фестивале, хотя неформальное определение произошло самостоятельно.

Открыть в отдельном окне

Я видел частично субботний концерт на "Гитаре" - главный концерт на главной сцене фестиваля. На официальных площадках организаторы с помощью спонсоров расставили проекционную аппаратуру и экраны. Все происходящее на "Гитаре" транслировалось и сюда. Говорят, знатоки не ходят на Гору. Говорят, знатоки уже не ходят на противоположный берег озера смотреть концерт на огромном экране-парусе рядом с "Гитарой". Мне говорят - "Гора - цельный организм", "Гора - проявление нашего единения и даже единства". Я сам организм, не меньший, чем Вселенная. Макрокосм и микрокосм смыкаются именно в этом - они равновелики и равновелико бесконечны. Мне такого единения не надо. Именно поэтому я не хожу на Гору. И на берег. Но Гора достает меня и в другом месте. И что - мне бежать? Ладно: сижу и слушаю. И хотя при этом есть приятная компания, попутно идет интереснейшая беседа, с каким удовольствием воспринимается отключение питания главной сцены. Меня почему-то не волнуют технические и организационные причины данного случая, хотя я и не желаю зла ближнему… Однако я испытал облегчение. И не только я. А после, когда электричество подали снова, огорчились многие из нас. Именно тогда оформилась в умах моих друзей макро-идея с жутким названием: "Я хочу убить Грушинский фестиваль". Причем слово "убить" в данном контексте звучит как "изменить коренным образом". Забавное событие: на "Гитаре" поет Трофим (известный исполнитель русского шансона) популярную эстрадную песню "Боже, какой пустяк…". И еще: на "Гитаре" поет Александр Градский. Мой друг из Ижевска говорит так мягко: "Я ничего не имею против Градского, но через 10 лет я могу проснуться посреди ночи от работы многомощной звуковой аппаратуры на рок-фестивале имени Валерия Грушина и услышать, как "Ногу свело" стало лауреатами…". Мне кажется - я понимаю своих друзей-"убийц". Мне кажется - я и сам такой же "убийца". Я буду заниматься этим "убийством".

Открыть в отдельном окне

Вектор внимания продвинутой части любителей авторской песни, как правило, упирается во Второй канал. 2К - уже притча в языцех. Официально жюри 2К и люди, организующие вместе с ними 2К, говорят о безальтернативной основе своей работы по отношению к основному конкурсу. Кулуарно они считают себя исключительно альтернативными. Более того, Владимир Ланцберг так и заявил во время результирующего концерта 2К, выступления участников которого он, как всегда предварял комментариями. Он сказал: "Именно здесь настоящая авторская песня". А фактически, мне думается, особенных отличий нет: тот же трехступенчатый отбор, система лауреатов-дипломантов, слегка усложненная ныне, и прослушивание. Конечно, прослушивание, потому как мастерская отбор не предполагает. Но, поскольку существует отбор по критериям жюри 2К, мастерская получается побочным явлением. Мне становится непонятно - зачем она? Впрочем, все эти выводы я сделал еще в прошлом году. В этом году мои пути пролегали мимо "мастерских" 2К. Зато почти полностью посмотрел результирующий концерт лауреатов и "попавших в поле зрения", именованных гордо "троечниками - хорошистами - отличниками" согласно количеству рекомендаций членов жюри 2К. Концерт был, скажем так, разнообразный. Я не могу назвать его сильным - у меня в памяти есть примеры концертов посильней. Я не могу назвать его плохим, потому как многие участники мне показались крепкими, сложившимися авторами и исполнителями, интересными, умными и загадочными. Мне не понравилось ровно 66,66666…(6 в периоде)% лауреатов. Более точно 2 из 3-х. Возникло ощущение полного непонимания критериев отбора жюри 2К. И это не в первый раз. И не только у меня. После концерта возле наших палаток оказался известный на Урале Валерий Чудиновских и спросил: "Ну, как тебе?" Я честно: говорю, не понял. Хотя, конечно, критики добавил. А он: вот и я тоже. Забавная история: во время концерта случился "крестный ход" кришнаитов, умопомрачительно - громоподобно заглушающий любую звукоусиливающую аппаратуру. Исполнитель, случившийся на сцене, прервал песню на середине, у всех недоумение на лицах. Шутка Ланцберга: "Каждому Кришне по харе". Интересно, организаторы фестиваля думают о том, чтобы гости фестиваля не мешали друг другу? Впрочем, неважно, осадок на душе страшный - живая ткань концерта (в надежде на имеющуюся концепцию оного) разорвана. Тут бы горевать, а я вспоминаю прошлый год, как в заключительный концерт 2К, разрывая его живую ткань, вклинился Александр Моисеевич Городницкий. Он выступил (само по себе это очень хорошо), а затем позвал для выступления на сцене дуэт двух женщин - с гитарой и скрипкой. Скрипачка из Германии, что важно. Дуэт не имеет к 2К никакого отношения, что тоже важно. Хорошо или плохо они спели, право, не важно. Концептуальное изменение концерта с согласия Владимира Ланцберга и иже с ним. Мне очень не понравилось. Мне не понравился этот женский дуэт не потому, что плохо пел, а потому, что женщины воспользовались знакомством с Председателем жюри фестиваля имени Валерия Грушина Александром Городницким. Мне не понравился Председатель жюри фестиваля имени Валерия Грушина Александр Городницкий, воспользовавшийся своим авторитетом и служебным положением для протаскивания на сцену сего дуэта. Мне не понравились два человека, вставшие во весь рос во время исполнения Городницким "Перекатов" и призывавшие встать и овировать всех окружающих. Как же, на сцене бог. Их бог. Значит, не так уж не правы люди, утверждающие: авторская песня - это религия. Мне понравился человек, сидевший рядом. Он сказал после выступления упоминавшегося женского дуэта: "Конечно, Городницкий заинтересован в гастрольной поездке в Германию". Мне его цинизм ближе - он больше похож на правду.

Открыть в отдельном окне

Я страшно жалею: по уважительной причине я не попал на Шляпную мастерскую ТА "32 августа", хотя был зван. Говорят, было интересно и забавно. Я смотрел результирующий концерт и снова страшно жалел: концерт получился сильный, интересный, но все же это концерт. Он не есть результат работы мастерской - результат, по моим представлениям, сама Шляпная мастерская, ибо концептуально заявлено: " в зависимости от обстановки, ситуации, ассоциативного ряда любая песня имеет непредсказуемую ценность". На будущий год обязательно пойду.

И все же не обошлось без приятных минут: вечером воскресения посетила нашу стоянку милая и юная девушка из Краснодарского КСП. Аннушка (она просила себя так называть и всегда поправляла, если звали иначе) спросила нас о нашем фестивале и задержалась на 3 часа: слушать, говорить, дискутировать. В ней было много наивности, много неопытности и очень много живого интереса. Случилось же страшное: она "попала" в лапы трех пермских теоретиков - Кокшарова, Назарова и Мельникова. Большая красная кнопка этих людей - концепция нового Пермского фестиваля. Жми, не ошибешься. И вот эти четверо - говорили, говорили, говорили… Уже стало темнеть. Согрели чай и еще говорили… Уже потом, после чая, Аннушка свела нас со своими старшими товарищами… Нет, ситуация не повторилась - повторились рассказы… Я не знаю, как отозвались они на краснодарских мэтрах… Но я видел, как питалась Аннушка нашей энергией, нашим опытом, нашим желанием заниматься интересными делами… Итак, "три идиота пили чай и не просили отвечать, а спрашивать просили…"

Может быть, я был резок, груб, пессимистичен и циничен сверх меры… Но мне думается - нет. Поверьте, в моих глазах и в моем сердце нет и не было осколков зеркала Снежной Королевы…

                                          Алексей Мельников.

		

1. Валерий Чудиновских:
Просьба не путать Виктора Трофимова и Сергея Трофимова
Лауреатом среди авторов стал Виктор Трофимов с песней "Юность пограничная моя". Сергей Трофимов, он же "Трофим" (известный исполнитель русского шансона) был гостем фестиваля. На "Гитаре" он пел две песни: "Боже, какой пустяк" и "Бьюсь, как рыба, а денег не надыбал".


Оставить свое мнение
Ваше имя    e-mail   
Текст
   
 
Сайт создан в системе uCoz