Кудымкар 2001

Фестиваль авторской песни Коми-Пермяцкого АО.
Кудымкар, 15-16 сентября 2001 г.

Данный фестиваль интересен, несколькими вещами.
Во-первых, это фестиваль "на острове". То есть, оторванный от внешнего мира. Жители Кудымкара мало кого знают из современных бардов и совсем не знают пермских авторов и исполнителей.
Во-вторых, он не вписывается в наши обычные представления об Авторской песни. По крайней мере, его организаторы устроили все в соответствии с каким-то своим пониманием жанра.
Слово об этом мероприятии дается Ю.Балабановой, побывавшей там в "тройном качестве".

Что такое "авторская песня"?

Заметки о фестивале авторской песни в Кудымкаре.

Начну с самого конца. Уже после лауреатского концерта, когда все спешно собирали пожитки и, понукаемые кураторами, делили места в автобусах, в фойе Кудымкарского драмтеатра меня поймала миловидная девушка, представилась корреспондентом местной газеты "Парма" и попросила поделиться своими впечатлениями о фестивале. (Просто, совершенно неожиданно для себя, я оказалась членом жюри!). Текст моего интервью был примерно следующим:

"Несмотря на то, что этот фестиваль проводится всего третий раз и не каждый год, можно говорить о достаточно высоком уровне и его организации, и самих выступлений. Отличительной его особенностью я бы назвала то, что основополагающим принципом для отбора материала стало АВТОРСТВО, т.е. под "авторской песней" здесь понимается не конкретное музыкально-поэтическое направление (и общественное движение), а все песни, исполняемые самодеятельными авторами. Это дает публике возможность познакомиться с различными музыкальными направлениями, такими, как рок и поп-музыка, народная и бардовская песня, а организаторам, во-первых, дать проявиться многим самодеятельным авторам и, во-вторых, удовлетворить самые разные вкусы и запросы людей, пришедших на концерт."

Собеседница моя этим не удовлетворилась, и следующий ее вопрос поставил меня в тупик: "Вы считаете, что такой подход пойдет на пользу?"

Но тут уж тут я поставила ее в тупик: "На пользу чему?"

Действительно, тем ребятам, которые в своих сельских клубах записывали "минусовки", репетировали номера, впервые выходили на "большую сцену" ( а сцена и зал в Кудымкарском драмтеатре выглядят достойно!), без сомнения это пойдет на пользу. Даже если они не свяжут свою жизнь с музыкой или это их увлечение помимо основного рода деятельности. Детишкам, сидевшим в зале, тоже польза будет: они вообще любят зрелища, а среди номеров было немало интересных.

Вот пойдет ли это на пользу самому жанру? И тут снова моя корреспондентка: "Я, например, сориентировавшись по названию, шла именно на авторскую песню". Но, извините, при чем здесь жанр? Да, среди участников были барды, но они не преобладали, хотя и открывали лауреатский концерт попурри из классики АП. Но сам фестиваль не был явлением из мира бардовской песни, на нем не формировались течения, не зажигались новые - бардовские -звезды, и никакого особого влияния он на Авторскую песню иметь не может!*(Как, впрочем, и на остальные жанры тоже!)

Насколько я понимаю, вся проблема лишь в том, что определенного рода мероприятие (раньше именуемое каким-нибудь "смотром художественной самодеятельности") назвали словосочетанием, омонимичным привычному для бардовского уха названию - Фестиваль Авторской Песни. Вопрос - насколько это "законно"? Ведь выражение "авторская песня" действительно может пониматься двояко - можно ли использовать его кому-либо, окромя бардов? Это уж не мне решать. (Маленький нюанс: вполне возможно, организаторы этого и ему подобных фестивалей несколько спекулируют этой омонимичностью, поскольку Движение все больше набирает обороты и становится популярным.) Выношу вопрос на обсуждение!

О минусах говорить не хочется, а вот несомненным плюсом фестиваля было повышенное внимание к 33м его участникам. Каждый из них, помимо чайника (вот еще один атрибут фестивалей АП!) и плаката, получил аудиокассету с записью его собственной песни на отборочном концерте. Даже я - выступавшая как гость. Порадовали очень хорошая работа со светом и звуком, а также достойная режиссура лауреатского концерта, который прошел на едином эмоциональном подъеме - без провалов и накладок.

И, наконец, самое главное - люди (читай как сноску к *). Думаю, жители и гости Гнезда должны знать о существовании в Кудымкаре такого барда как Василий Штейников (номинация - лучший автор), человека, пишущего давно и в лучших традициях АП, о возникновении в Перми дуэта Альберт Макаров - Елена Рудометова (пели "Надежды маленький оркестр"), об Андрее Епанове (номинация - лучшая песня о крае), который был лауреатом и на Пермском фестивале АП, о кудымкарском дуэте Ирины Паюсовой- Натальи Морозовой, которые были признаны лучшим ансамблем. Для меня открытием стала рок-группа "Оазис", которая существует в Кудымкаре 10 лет, имеет отличный "sound" и мощный "drive", хорошие песни с глубокими и образными текстами, а также огромное личное обаяние и солиста, и всех остальных. (По моей инициативе они были награждены как лучшие исполнители).

Задушевная дискуссия с корреспондентом газеты "Парма" была неожиданно прервана требованием садиться в автобус. "А я все-таки считаю, что это неправильно - называть такой фестиваль фестивалем авторской песни!" - почти кричала она мне вслед. Похвальная убежденность. А вы как считаете?

                                 Юлия Балабанова.
		

Оставить свое мнение
Ваше имя    e-mail   
Текст
   
 
Сайт создан в системе uCoz