XX Пермский Фестиваль. 2000.

Фестиваль 2000 года стал знаменательным событием для пермского движения авторской песни! Впервые примененная идея отбора выступающих непосредственно слушателями у костров, безусловно, дала достойный эффект и добавила свежести нашему уже достаточно зрелому фестивалю. Здесь мы приводим статью А.Мельникова об этом замечательном мероприятии.

“… и все поют не уставая…”

(заметки на гитарном грифе).

Толтеки, а вслед за ними и ацтеки, знали о времени все. В математическом и, еще больше, в философском и эзотерическом аспектах… Число 20 для них было не просто число. А теперь и не только для них…
20-й фестиваль авторской песни г. Перми. Это юбилей. Это срок. Это годы песен, общения, встреч и расставаний. Это целая эпоха (поверьте мне, геологу по образованию – кое-что об эпохах я знаю).
А также эксперимент, ибо организаторы решили отказаться от традиционной формы – прослушивания, конкурса, лауреатов и дипломантов. Весь год, до следующего фестиваля, городской клуб авторской песни и сотрудничающие с ним люди (именно так выглядит костяк рабочей группы) будут пожинать плоды своего эксперимента – одобрения и неодобрения авторов, исполнителей, теоретиков от авторской песни, обычных гостей фестиваля, довольных и недовольных.
Итак, ниже следуют две части – часть впечатлений, моих и только моих, естественно, и некий вывод – тоже мой.
Впечатления: многие – и гости, и авторы-исполнители – были изрядно изумлены, обнаружив в программе фестиваля отсутствие прослушивания и конкурса как такового. Вместо этого заявлены были какие-то “костры”, мероприятия сомнительного свойства, функции коих до конца непонятны были даже некоторым людям из оргкомитета. Или понятны, но как-то очень по своему. А чего уж говорить о простом любителе авторской песни или человеке, приехавшем сюда выступить, показать, поделиться своим творчеством. Но, тем не менее, несмотря на грандиозный сумбур в головах, костры заработали. И выдали на гора определенный результат – мнение народа. Может быть, результат сей оказался не таким, какой ожидали разработчики “костровой” концепции, но, тем не менее, они получили “срез” того творчества, кое нравится большинству любителей авторской песни, приехавших на фестиваль. Хотя, например, на мой вкус, некоторое творчество того не стоит. Душевная атмосфера царила там, на этих кострах – авторы не знали, кто и каким образом выбирает их, а потому не могли ориентироваться на конкретных прослушивающих или членов жюри. И пели для людей, сидящих у костра. А в это время специальный человек незаметно записывал выступающих к себе в книжицу, кратко помечая для последующего обсуждения реакцию слушателей. Хозяева костров, иначе – костровые, старались управлять процессом песнопений, так как надо же было дать возможность спеть каждому. Могу добавить – у них это получалось, хотя и с переменным успехом. По утру прошло совсем не бурное обсуждение - кого же отрекомендует костровая команда. За исключением каких-то отдельных несогласных (меня, например) народ быстро пришел к единому мнению. Результат, так сказать, на лицо. Большой фестивальный концерт был разнообразен – сильные и не совсем сильные авторы и исполнители участвовали в нем – чем концерт обязан именно кострам. Но об этом позже.
Мастер-классы: они проходили в субботу, потому как в субботу тоже приезжают люди и тоже хотят быть услышанными. Мастерские – форма известная, но здесь тоже был характерный нюанс – если на сцену выходит человек, рекомендованный тем или иным мастером, слушатели об этом узнают. Равно как и рекомендации тех или иных костров. Таким образом, и мастера и организаторы того или иного костра отвечают перед всей фестивальной поляной своей репутацией. Мастер-классы проводили люди незаинтересованные – гости фестиваля Дмитрий Бикчентаев из Казани, Валерий Боков и Константин Просеков – Казань и Челябинск соответственно, Александра и Валерий Чудиновских из Екатеринбурга. Кстати, среди гостей был стремительно набирающий популярность дуэт сестер Вотинцевых, но по независящим от них и от нас обстоятельствам они прибыли на фестиваль поздновато – в субботу днем, когда уже всяческая творческая работа завершалась и начиналась подготовка к вечерним концертам. Но в вечерних концертах Вотинцевы поучаствовали. Это к слову о гостях.
К слову о концертах. Концерты шли постоянно на двух площадках, причем, в основном, концерты сольные – по 20-30 минут выступлений авторов Перми и Пермской области и гостей фестиваля – а это как раз самое главное – позволить автору быть услышанным и позволить слушателю найти своего автора. Концерты детских клубов и коллективов. Концерт песен нашего фестиваля. И многое другое. Большой фестивальный концерт состоял из участников, рекомендованных кострами и мастерами мастер-классов. На мой эстетический вкус – концерт получился 50 на 50 – то есть половина участников была достойна внимания всей поляны, другая же нет. Но – в большей степени это выбор народа и оспаривать его - занятие пустое и неблагодарное.
Я специально не назвал имен – инициативная творческая группа оргкомитета сознательно уходила от присвоения званий, раздачи звезд на погоны и медалей. Перед Песней равны все.
Итак, краткий вывод мой: фестиваль прошел очень хорошо, даже без сравнения с предыдущими годами. Четкая организация, никакой суеты и беготни. Отлично справлялись со своими задачами администратор, комендант и его взвод, распорядители площадок, врачи, милиция, ведущие. Но это техническая работа – она только базовая для творческой. Творческая же работа, мне кажется, доставила истинное удовольствие многим – и слушателям, и авторам, и организаторам. Первый ком мог получиться блином (в силу многих причин, хотя бы даже сложившихся стереотипов фестиваля), но таковым не стал, что тоже отрадно. И главное – на фестивале было нормальное человеческое общение – с помощью песни и без оной. И была Песня. Хотя… кто-то, может, думает по-другому. Это же только мой вывод.
Увидим – как это получится в будущем году. Вам интересно? Приезжайте.

                                          Алексей Мельников.
		

Оставить свое мнение
Ваше имя    e-mail   
Текст
   
 
Сайт создан в системе uCoz