Гнездо Леонтьевых - О Пермском Фестивале 2001 года
 

 XXI Пермский Фестиваль. 2001.

Поляна Пермского Фестиваля (фото 1999г.) Для тех, кто не в курсе или, по причине временой невменяемости, забыл напрочь, напоминаем, что 21-й ежегодный региональный фестиваль авторской песни Пермской области проходил 25-27 мая 2001 года на спортивной поляне турбазы "Уральская" под Кунгуром.

Это был второй фестиваль, на котором получила дальнейшую реализацию идея Костров (см. Декларацию независимости Костров)

На этой страничке приводится:


Программа Большого Фестивального Концерта

Дуэт Александра Иванова, г Пермь от 3-х костров:
Василий Никулин, г. Кунгур
от 2-х костров:
Андрей Бабушкин, г. Воткинск
Евгений Лисицин, Анна Кольянова, г. Воткинск
Вера Вотинцева, г. Екатеринбург
Вячеслав Бураков, г. Кунгур
Александр и Марина Исгейм, г. Чайковский
от костра Гнезда Леонтьевых:
Павел Кузьминых, г.Пермь
Алексей Мельников, г.Пермь
от костра Виталия Старжинского:
Владимир Мирошкин, г. Ижевск
от костра Ирины Герасимчук:
Денис Голиков, г.Пермь

Выступавшие у костра Гнезда Леонтьевых

Вера Велижникова (+)
Александр Глухов
Сергей Балуев и Юрий Аверин
Павел Кузьминых (!)
Александр и Марина Исгейм, Дмитрий Жевнирчук (!)
Юля Серповская и Константин Завалин
Андрей Евсеенков
Алексей Мельников (!)
Марина Малиновская и Максим Поздеев
Юрий Ковалев
Андрей Бурдин
Сергей Назаров
Василий Никулин (!)
Вера Вотинцева (!)

Выступавшие у костра В.Старжинского

Андрей Бабушкин
Анна Кольянова, Евгений Лисицин
Владимир Мирошкин (!)
Николай Зверев
Василий Никулин (!)
Вячеслав Бураков
Вера Вотинцева (!)

Выступавшие у костра И.Герасимчук

Вячеслав Бураков
Василий Никулин (!)
Юрий Ковалев
Денис Голиков (!)

Выступавшие у костра "Три аккорда"

Я не знаю кто это. И, поэтому большой картинки не даю :) Андрей Бабушкин
Анна Кольянова, Евгений Лисицин
ансамбль "Арго", г. Чайковский
Александр и Марина Исгейм (!)

(!) Восклицательным знаком помечены фамилии, выступавших в Большом Фестивальном Концерте от Костров. (+) А плюсиком обозначены симпатии нашего костра - костра Гнезда Леонтьевых. Вот так-то! Привыкайте, товарищи, к отсутствию жюри!

А ниже приводятся размышления и впечатления всех пожелавших высказаться. А именно: размышления в виде аналитической статьи нашего постоянного и самого надежного корреспондента Алексея Мельникова и статейка из ФИДО Ирины Батаниной. Обоих я лично, как Гнздодержатель, от души благодарю.


В лапах истории.

люди не станут хавать все подряд

Право, не знаю, как глубоко стоит погружать свой взор в историю, ибо жанру авторской песни не так много лет. Однако традиции уже существуют, ревнители сих традиций превращаются в воинствующих ортодоксов, взаимоотношения людей в жанре и вне жанра выглядят какой-то склокой без начала и конца… В общем, все как в обычной жизни.
Наверное, это хорошо. Иначе, отделение жанра от жизни способствует умиранию жанра, а может, консервации оного. Не знаю, что лучше. Приходилось видеть "апэшные" конгрегации, исповедующие жесткую клановость, или, точнее, масонство. Этакий орден иоаннитов, отличающийся от исторического прототипа тем, что обращает свое внимание только на избранных. Избранных самим орденом, по каким-то одному ему известным критериям. Опять же я не готов дать сколько бы то ни было серьезную оценку такому явлению. Информации маловато для анализа. Посмотрим, что будет дальше.
Или, например, команды полностью открытые, вбирающие в себя все подряд, иногда даже отдаленно не напоминающее творчество. И здесь явный перегиб, не отвечающий развитию жанра. Впрочем, я хотел бы поговорить о конкурсах на фестивалях авторской песни и о возможной им альтернативе.
Итак, конкурс - давняя традиция. Прослушивание, жюри, конкурсный концерт, отбор, дипломанты и лауреаты. В итоге: бумага, подписанная авторитетами от АП, приз типа магнитофона или спальника и не всегда однозначное отношение обыкновенных зрителей-слушателей. Конкурсанты для прослушивания выбирают песни, кои могут понравиться жюри. А как иначе пробиться в конкурсный концерт? Они стремятся не петь, не творчество свое людям показать, а заработать ксиву и приз, пропуск в иные, чуть более высокие сферы, возможность говорить - я лауреат, и еще Бог знает какие привилегии. Немало их на свете, с медалями им. Сутулого Лаврентия с закруткой на спине. Навеки раненых соревновательным духом. Как будто Даниил Хармс и Владимир Маяковский бегут стометровку, а Марк Шагал и Василий Кандинский бросают копье на дальность. Все это, по меньшей мере, странно. Никакое жюри не сможет обеспечить автору интерес людей к его творчеству, любовь к его стихам и песням.
Некое время назад получила хождение фраза: "пипл хавает". Видимо, никак еще не привыкнут кривоязычные острословы: народ, люди не станут "хавать" все подряд - и если много народу пришло якобы посмотреть и послушать того или иного певца или музыканта, совсем не значит, что они именно этим и займутся. Тонкая материя - сравнивать мнение народа и мнение компетентного жюри. Предоставим народу решать - от начала и до конца. От прослушивания, выбора до признания. Мы изымаем спортивный элемент из фестиваля авторской песни. Мы хотим узнать, услышать, понять мнение самых нормальных любителей авторской песни. Нужно только дать возможность народу решать. Жюри ведь ничего не стоит объявить "литовки" на прослушиваниях.
Второй раз на Пермском фестивале проходит подобный эксперимент. Люди, замыслившие его, уверены в его будущем. Способ прост, как все гениальное: любимое место встречи на фестивалях - у костра. У костра поется множество песен. Не все из них дойдут до сцены. И даже не силу лексики песни, а в силу авторской позиции - "грузит" людей, скучная, грустная вещь. И вдруг тебе говорят: нам очень понравилось, как ты пел, мы хотим рекомендовать тебя для выступления на сцене, в большом фестивальном концерте. И никто не вправе отказать нам. Ни авторитет в АП, ни президент клуба, ни представитель администрации - мы народ и решаем мы. Я кратко описал принцип работы "Костра". Естественно, люди, организующие подобный "Костер", могут придумать какие-то свои правила игры. Важно другие: эти люди отвечают за свой выбор. А другие могут услышать и оценить их выбор. И соответственное отношение свое выработать к организаторам того или иного "Костра".
Нарождающаяся форма "Костров" не идеальна и потому открыта всем ветрам критики. 19-летний стереотип прошлых Пермских фестивалей, а также стереотип других фестивалей, происходящих в стране, заставляет держаться авторов-исполнителей за "спортивную" нитку выступлений. И поэтому большинство участников воспринимают "Костры" как прослушивание, на котором жюри для них неизвестно. Более того, сами организаторы "Костров" скатываются на режим прослушивания, хотя оно-то как раз данной форме просто противопоказано. Ах, как хочется нормальную атмосферу общения, хороших и свободных песнопений. Впрочем, опыт первого "Кострового" фестиваля уже принес свои плоды - нынче мы получили крепкий концерт, в нескольких позициях пересекшийся с мастерскими: рудиментарными отростками прошлых фестивалей, однако же, приносящих определенную пользу. Но организаторы надеются: наступит время, когда выбор можно будет смело предоставить "Кострам" и отказаться от всяческих авторитарных методов выбора. Недурная мысль, да - пусть будут мастерские, но без права выбора. Тогда в работе мастерских будут участвовать люди, коим это действительно необходимо. Чем меньше будет "спортивного" интереса у авторов и исполнителей, тем больше мы увидим интереса творческого. А это самое главное на фестивале.
Итак, получив пока что один "дельта тэ", вывод можно сделать только предварительный. И все же… Система "Костров" жизнеспособна, у людей начинает проявляться интерес к участию в определении направлений развития авторской песни на год и ответственность за выбор такого направления. Увидимся в следующем году, не правда ли?

                                        Алексей Мельников.
		
Прокомментировать


Взгляд со стороны (с восточной).

Взгляд. Просто взгляд

В минувшие выходные под Кунгуром состоялся Пеpмский фестиваль, положение о котором вызвало здесь (в форуме ФИДО о КСП - примечание переводчика)неоднозначную реакцию. Я попробую изложить свои субъективные впечатления, поэтому в каких-то фактах вполне могу оказаться неточна.
Погода блистала и хлюпала, - дожди вспоминали про нас с удручающей регулярностью. Как мне показалось, народу присутствовало около 500 человек. Hе кишат толпы, не лезут в глаза и уши любители горячительных напитков, хотя сами напитки в продаже имелись.
Hасколько я понимаю, организаторы находятся в поиске. Есть стремление уйти от традиционных форм и найти что-то новое. В результате в этом году у них получился некий странный гибрид. Принято решение уйти от конкурса - вместо конкурса отбор у нескольких костров в пятницу с вечера и до 3-х часов ночи, а затем днем на мастерских. Hо результаты отбора вынесены на сцену и награждены ценными подарками в самых что ни на есть конкурсных традициях. Причем меня поразил принцип оценки: если человек просто пришел к костру и попел - рейтинг один, приз поскромнее. А вот если он упорно обошел 2-3 костра, и везде понравился - то и рейтинг другой, и подарок более ценный :))
Мастерских было всего две (ведущие Алексей Мельников - Валерий Кокшаpов, Пермь, и Валерий и Александра Чудиновских, ЕКБ), и не все желающие успели там побывать. Hо, тем не менее, организаторы не воспользовались предложением гостей из Челябинска Антона Примакова и Олега Седелева повести еще одну мастерскую.
Фестиваль стихийно самоопределился как авторский. Может быть потому, что организаторы сами почти сплошь - сильные и интересные авторы - Hаталья Ончукова, Алексей Мельников, Виталий Стаpжинский, Валерий Кокшаpов, Сергей Hазаpов, и еще немало других... Видимо, существует школа... И действительно, два самых замечательных для меня открытия - из Перми. Студент Константин Завалин обнаружился на мастерской, и с первой же песни стало ясно, что растет замечательный автор с нетривиальным и очень ироническим взглядом на мир. А еще - уже под утро воскресенья мне посоветовали послушать девушку Юлю у пермского костра. (Я даже фамилию пока не знаю.) Это что-то потрясающее... Я записала три песни на диктофон и дала послушать Вере Вотинцевой. Веpа сказала: Вот настоящий поэт. (Если получу разрешение, опубликую здесь тексты).
Кpоме того, на этот фестиваль приезжают киpовчане. Я почти только понаслышке знаю о мощной вятской когорте. Говоpят, самые интересные из них - Илья Оленев, Андрей Коpобов, Роман Зянчуpин. Илья Оленев, выходя на сцену, сказал: "предупреждаю, я пою загpуз". Действительно, стихи непростые, одного раза мало, хочется послушать еще. Андрей Коpобов не пел, только читал стихи у костра. Стихи неожиданно пpозpачно-акваpельные... Здоpово...
Был также широко представлен авторами север - Воткинск, Ижевск, Тюмень. Мне запомнился Андрей Бабушкин из Воткинска - своими нетривиальными песнями и тем, что его песни пелись полночи его товарищами. Поpадовал Владимир Мирошкин из Ижевска, которого я уже знала по прошлогодней Ильменке - из авторов, прошедших через мастерскую при Лесной площадке он был, пожалуй, самым интересным. Интеpесный автор обнаружился в делегации ЕКБ - Ирина Михеева. На мастерской о ней сказали, что она пишет неженские песни, ну то есть по песням не чувствуется, что они писаны баpдессой :))
Странной мне показалась загруженность сцены. Фактически, фестиваль проходит один день, казалось бы - надо выжать из него всё, что можно... Тем более среди присутствовавших было кого послушать... А большую часть времени сцена молчала. Утром - открытие фестиваля с хоровыми запевками, и небольшой концерт Пермских бардов, и вечером - главный концерт фестиваля. И всё.. Вечерний концерт состоял из нескольких частей, как я поняла, традиционных. Сначала, для разогрева публики, был выпущен бодрый и веселый екатеринбуржский дуэт "Антоновка Отважная" (это тоже на Урале становится традицией? - Если в коллективе Александры - то "Александрия", если Антоны - "Антоновка" :)) ) Затем концерт по итогам костров и мастерских, с раздачей слонов (материализации духов не наблюдалось :).
Далее, концерт гостей фестиваля (как честно сказала со сцены Hаташа Ончукова, "В этот раз мы гостей не приглашали, но они приехали сами."). Среди гостей были замечены кировчане, челябинцы Примаков-Седелев, Вера Вотинцева. Моих земляков принимали очень тепло, почти на "Ура мелочь, а приятно :)). Далее шли мини-концерты самых любимых публикой пермских коллективов - ансамбля Евгения Матвеева (встреча с ними всегда радостна и приятна), и дуэта "Метро". "Метро" принимали с восторгом, прямо как родных, я пыталась понять причину. Они дарят залу обаяние тепла и доброты. Кажется, больше в них ничего-то особенного и нету. Удивительно, как это Второй канал тоже подпал под это обаяние :).. Hа этом главный концерт фестиваля считается законченным, и сменяется концертом "Бард-акшн", из серии чайханы или балагана. Этот концерт готовился днем, всех желающих поучаствовать приглашали прослушаться. И завершается всё традиционной на этом фестивале ночной дискотекой <Ретро-шлягер> опять же под ансамбль Евгения Матвеева. Hу, вот, собственно, несколько сумбурно, всё, что я хотела рассказать. Разве что добавить, что не жалею, что там побывала, хотя, прошлогодний фестиваль мне, кажется, понравился больше.

                                        Ирина Батанина
	

Оставить свое мнение
Ваше имя    e-mail   
Текст
   
 
Сайт создан в системе uCoz